продолжение
Дрессировка
Когда животное не отвечает требованиям человека, он обращается к инструктору-дрессировщику. Как правило, если владелец обратился к специалистам (еще один нюанс: если уже заплатил деньги, ибо к бесплатным советам у нас не прислушиваются), то волей-неволей он начинает слушать и понимать, что в его отношениях с собакой что-то не так. Иногда такое понимание приходит, когда человек видит реальные результаты дрессировки (основная масса людей приходит по рекомендациям владельцев дрессированных собак). Возникла проблема, кто-то дал совет, люди начинают заниматься, добиваются определенных результатов и укрепляются во мнении, что изменения в отношениях с собакой необходимы.
Как правило, на дрессировку приходят люди с собаками, достигшими "сознательного" возраста и имеющими определенные стереотипы поведения. Зачастую кардинально менять отношения "владелец-собака", подгонять их под строгую, хотя и правильную схему, просто невозможно. Если собака "передавлена", она постоянно ждет окрика, понукания. И вдруг человек бросается в противоположную крайность, он начинает постоянно потакать собаке, идти у нее на поводу. Животное начинает воспринимать это как ослабление позиций человека, утрату им доминирования.
Сложившиеся взаимоотношения менять нужно, но делать это необходимо крайне аккуратно, постепенно. Иногда бывает, что всех тонкостей владельцу объяснять просто не нужно: человек может изменить свою манеру поведения резко, что будет неадекватно воспринято собакой. В таком случае полезно в процессе дрессировки, не объясняя причин, просто создавать условия, в которых владелец чуть-чуть изменит отношение к собаке. При этом идет изменение личностных характеристик и человека и животного. Возможно, построенные таким образом отношения не будут идеальными, но важно избежать "перегиба": его последствия корректировать будет куда сложнее.
Собака-ребенок
С такими собаками обращаются к дрессировщику, как правило, после появления проблем либо потому, что "так положено". С одной стороны, владелец начинает удивляться: "Моя собака может такое?" На самом деле собака оказывается не такой "дурой", как ее принято оценивать в семье. Отношение к собаке меняется достаточно быстро (если, конечно, владелец способен меняться в принципе). Собака вызывает определенное уважение, ей уделяют больше внимания, и это уже не неполноценное существо, живущее для удовольствия домочадцев, а реальный член семьи, с которым можно общаться, это партнер.
Сложность дрессировки (коррекции поведения) состоит в том, что владельцы этого типа, как правило, не подготовлены к работе собаки в серьезных ситуациях. На практике владельцы пытаются заслонить собаку, избавить ее от нагрузок по дрессировке. Для того, чтобы на такую собаку жестко воздействовать при тренировке для коррекции поведения, приходится затратить много усилий на убеждение владельца в безвредности и необходимости этого действия.
Задача дрессировщика состоит в том, чтобы "поднять" интеллектуальный уровень собаки в глазах владельца, подвести его к мысли, что животное может быть не просто диванной собакой, а выполнять различные роли.
Собака-человек
Многим кажется (особенно после просмотра передач и фильмов), что собаку можно научить практически всему, но это не так. Например, многие представители таких популярных пород, как стаффорды, овчарки, ротвейлеры, не обладают в "готовом виде" теми охранными навыками, которые развиваются в процессе занятий. Возможность такого поведения заложена в собаке, но его надо найти, вытащить, сформировать, закрепить и сделать управляемым.
Владельцы, которые относятся к собаке, как к существу, априори обладающему определенными знаниями и умениями, склонны завышать требования к собаке. Таким людям приходится объяснять особенности поведения животного. Доходит до того, что на первых занятиях приходится демонстрировать владельцу, что собака может чего-то бояться, и объяснять, почему и как это происходит, то есть идти на определенную провокацию.
Часто встречающаяся проблема убеждение владельца, что во всех ошибках собаки виноват дрессировщик. Иногда доходит до серьезных скандалов: "Моя собака все знает и понимает, а вы ее простым вещам обучить не можете!" Встречается и негативное отношение к собаке: "Сосед со своей тупой скотиной все делает, а моя умная, и не может. Значит - вредничает!"
Собака-мебель / Собака-игрушка
С такими собаками приходят на занятия либо по соображениям престижа (этот диван ходячий должен еще и что-то выполнять), либо потому, что "так должно быть". Продолжая "мебельные" ассоциации, такой владелец считает, что престижный диван должен не только иметь дорогую обивку, но обязан еще и раскладываться, причем самостоятельно.
Задача состоит в том, чтобы объяснить владельцу, что без его поддержки собака не в состоянии что-либо сделать. Владелец необходим собаке так же, как и собака владельцу. Идет попытка "вытащить на поверхность" сложившиеся отношения, которые владелец не осознает, хотя подсознательно в них прекрасно разбирается.
В такой ситуации необходимо активизировать общение владельца с животным, объяснить, что без такого общения могут возникать проблемы. Здесь надо учитывать и личность владельца: одному достаточно сказать, что в реальной ситуации собака не будет его охранять, другому приходится что-то еще говорить. Самое интересное, что когда владелец начинает общаться с собакой, то оказывается, что ему это очень интересно и приятно. Занятно наблюдать за динамикой развития таких отношений. Когда владелец приходит на занятия, его отношение к собаке крайне пренебрежительное: тунеядец, только ходит и жрет. И вдруг выясняется, что есть какая-то работа, которую это животное умеет очень неплохо выполнять. Уважение владельца к собаке возрастает, собака становится для него интересной. Для собаки это тоже польза: владелец начинает осознавать ее потребности, ее жизнь приобретает определенный смысл и интерес.
Собака-автомат
Владельцы таких собак довольно часто занимаются дрессировкой (самостоятельно или с инструктором) и добиваются неплохих результатов.
Если посмотреть на западные методы дрессировки, то с таким подходом можно столкнуться очень часто. Независимо от квалификации инструктора процесс не основывается на понимании собакой своих действий. Такое отношение встречается и у некоторых наших дрессировщиков, которые оценивают собаку по теории условных рефлексов Павлова.
Результаты дрессировки при восприятии "собака-автомат" могут быть достаточно высокими, но для городской собаки, которая живет в качестве члена семьи, такая модель неприемлема. В этом случае (как и при схеме отношений "собака-ребенок") процессы, происходящие в голове у собаки, ускользают от внимания владельца, а потребности собаки просто не удовлетворяются.
Обучая "собаку-автомат" в условной ситуации и не учитывая, что она может эти условности прекрасно понимать, мы готовим собаку для площадки, для соревнований, а в реальных условиях она превращается в "вещь в себе". Например, если собака управляема "на автомате", без каких бы то ни было стимулов, то при незначительном изменении ситуации (например, собака всегда работала на поводке, а потом поводок сняли) она может не выполнять команду.
В плане взаимоотношений дрессировщика с владельцем этот тип отношений не столь проблемен, как первые три. Если человек относится к собаке, как к механизму, то он понимает, что механизм надо настраивать и регулировать. Сложность состоит в том, что такому владельцу приходится объяснять: эти "программы" гибкие, они изменяются в течение всей жизни собаки. Это не раз и навсегда заложенные схемы поведения, которые будут работать всегда и в любой ситуации. Необходимо объяснить такому владельцу, что собака может понимать какие-то вещи, что она является в определенной степени "самопрограммирующимся компьютером".
Источник: Журнал ”Друг” № 9, 1997 г